Монеты и имидж правителя: люди, герои и боги

Конечно, речь пойдет об Александре Македонском. Материал Пэта Уитли и Шарлотты Данн.

Монеты Александра Македонского в первую очередь служили практическим экономическим целям, как и следовало ожидать от любой валюты, как древней, так и современной. Воинам нужно было платить, да и амбициозные военные кампании требовали финансирования. Однако, если отбросить эти практические соображения, то монеты являются незаменимыми предметами для изучения истории, поскольку они могут рассказать о политике и амбициях выпускавших их властей. Одним из наиболее интересных аспектов монет является то, что они использовались правителями для распространения информации о важных аспектах их правления, которые они хотели бы выделить. По сути, монеты использовались как средство пропаганды. Монеты могут обращаться повсюду и доходить до самой разной аудитории, поэтому эти предметы особенно хорошо подходят для решения этой задачи.

Термин "пропаганда" часто наполнен негативными смыслами. Обычно им обозначают использование в политических целях намеренно искаженной и предвзятой информации, распространяемой в интересах какой-либо политической партии. В нашем контексте этот термин используется скорее в смысле создания тщательно продуманного имиджа царской особы. Александр хорошо знал, как создать такой имидж, и предпринимал меры, чтобы обеспечить максимально возможный контроль над тем, как его воспринимают подданные. Монеты — это лишь один из инструментов, которые Александр использовал для достижения этих целей, и его подход здесь согласуется с его действиями и политикой в других сферах, которые аналогичным образом использовались для создания и поддержания имиджа идеального царя. <…>

При Александре Македонском чеканили монеты из золота, серебра и бронзы, но наиболее важными и значимыми для целей данного исследования являются серебряные и золотые изделия. Бронзовые монеты были в обращении, как правило, на местном уровне и не выпускались с той же частотой и регулярностью, как золотые и серебряные. Кроме того, их чаще изменяли и выпускали в разных вариантах. Золотые и серебряные монеты были более постоянными и передавали важные идейные послания, которые вполне соответствовали политическим намерениям Александра, а также его публичному имиджу.

Серебро

Серебряные монеты Александра чаще всего чеканились в виде тетрадрахм (4 драхмы) и драхм (1 драхма). Существуют также примеры серебряных монет, отчеканенных в других номиналах, хотя они довольно редки. Изображение, которое находится на серебряной монете, является, возможно, самым узнаваемым среди монет времен правления Александра. На аверсе монет, называемых геракловым типом, изображен профиль Геракла в головном уборе из львиной шкуры, а на реверсе - фигура Зевса, восседающего на троне и держащего орла. Такой образ Геракла не был изобретением Александра, поскольку династия царей Аргеадов, к которой он принадлежал, уже давно использовала образ Геракла, и это изображение встречалось на монетах нескольких предыдущих македонских правителей. Например, можно найти изображения Геракла на монетах Архелая I (413-399 гг. до н. э.), Аминта III (393-370 гг. до н. э.), Пердикки III (365-359 гг. до н. э.) и Филиппа II (359-336 гг. до н. э.). Таким образом, при Александре использовался традиционный образ. Однако для Александра этот образ оказался особенно важным. Александр не только провозглашал себя потомком Геракла, но и считалось, что этот герой ранее совершил завоевание на Востоке, а значит, был отличным покровителем азиатского похода самого Александра.

Кроме того, Геракл, судя по всему, был важной фигурой для соседних с Македонией регионов, которые требовалось покорить в начале царствования Александра. Диодор, историк, даже сообщает, что Александр использовал свою связь с легендарным героем, чтобы покорить некоторые соседние племена в 335-334 гг. до н. э.: "Сначала он разобрался с фессалийцами, напомнив им о своих древних связях с ними, используя образ Геракла… Затем он завоевал соседние племена аналогичным образом".

Факты свидетельствуют о том, что Александр намеренно формировал ассоциации с рядом важных греческих героев, включая Геракла, и мы находим в источниках упоминания о том, что он пытался сравниться с Гераклом и превзойти его достижения. Связь с Гераклом была настолько сильной, что у исследователей даже возникла мысль, что Александр в образе Геракла хотел тайно представить самого себя. В этом контексте есть два важных и разных вопроса: хотел ли он изобразить свой узнаваемый портрет, или же, независимо от намерений царя и граверов, подданные считали, что на портрете изображен Александр. <…> Давняя связь между Гераклом и царской династией Аргеадов, а также тот факт, что Геракл стал столь заметной фигурой во время кампании Александра, должны были гарантировать, что царь и герой будут восприниматься как схожие образы. Для целей пропаганды, возможно, не имело значения, действительно ли изображение, запечатленное на серебряных монетах, является портретом царя, поскольку такое изображение все равно передавало глубинную связь с любимым греческим героем. Учитывая имя Александра на реверсе, не оставалось никаких сомнений в том, с кем ассоциируется монета и герой.

Реверс серебряных монет также представляет собой подходящее изображение для монеты македонского царя. Помимо того, что Зевс правил Олимпом, он считался традиционным прообразом царской власти, и, что, возможно, наиболее важно для этих целей, он был покровителем македонской армии. Учитывая, что одной из главных причин выпуска монет в это время было финансирование военных кампаний и оплата армий и наемников, можно предположить, что армия была основной аудиторией, на которую ориентировались монеты. Таким образом, образ покровителя армии – это хороший выбор. Как и следовало ожидать, Александр особенно почитал этого бога: Зевс был одним из трех божеств, которым Александр воздвиг алтари по прибытии в Трою в начале своей кампании. Однако происхождение этого изображения остается под вопросом. Неясно, было ли это изображение сидящего Зевса со скипетром и орлом скопировано с конкретной культовой статуи или прообраза.

Золото

При Александре Македонском также чеканили золотые статеры, и, хотя существуют и другие номиналы, они встречаются довольно редко. На золотых монетах изображена голова Афины в шлеме с коринфским гребнем на аверсе и крылатая Ника (богиня победы), держащая копье, на реверсе. Эти монеты особенно интересны, так как в отличие от геракловых, у них нет аналога до правления Александра.

В целом, Афина – это уместный образ на золотой монете, особенно учитывая ее ассоциации с войной и роль покровительницы героев. Как и многие боги и богини, Афина чтилась Александром во время его похода, и, как и в случае с изображением Зевса, это божество тоже было популярным, особенно в греческих владениях Александра. Однако возможно, что Афина, изображенная здесь, является специфическим воплощением этого божества. Некоторые утверждают, что это изображение Афины Илионской (Троянской), исходя из предположения, что только после посещения Илиона Александр начал чеканить свои собственные золотые монеты. Однако Афина Илионская обычно изображается с довольно характерными чертами, которые не совпадают с находящимися на монетах Александра, хотя верно, что Александр почитал это божество. На самом деле, к Илиону в начале кампании македонцы относились с особым вниманием, и он играл важную роль в ранней пропаганде Александра. Говорят, что Александр почтил Илион статусом города и связывал эпическую Троянскую войну со своей собственной кампанией.

^ Наверх