О спросе на серебро в Индии

Фрагменты исследования «Metals Focus» по заказу Института Серебра. Перевод вводной части и раздела, посвященного инвестициям в физическое серебро.

Общая ситуация с инвестированием в серебро в Индии

Серебро и золото – это популярные формы сбережений и активов в Индии, что является (историческим) результатом незначительного распространения банковских и других финансовых продуктов на территории страны. Ситуация практически не изменилась, особенно в сельской местности и малых городах даже после экономической либерализации в 1991 году, хотя экономический рост в Индии заметно увеличился, как и объем располагаемых доходов.

Еще одним важным фактором, который объясняет высокий объем инвестиций в драгметаллы, является их ликвидность (например, в качестве залога) и функционирование их как средств хранения неофициальных доходов. В этом контексте низкая популярность банковских продуктов в Индии означает, что заемщики часто полагаются на неформальные каналы финансирования. Кредиторы в неформальных сегментах рынка предлагают ссуды, обеспеченные залогом, роль которого часто выполняют драгметаллы. Кроме того, в Индии наблюдается относительно высокий уровень бумажной наличности в экономике. Поэтому не так уж и сложно конвертировать большие объемы денег в драгметаллы, чтобы не платить налоги. Кроме того, драгметаллы легко можно хранить. Вышеуказанные факторы равно справедливы как для золота, так и для серебра.

Тем не менее, с 2014 года произошли серьезные политические и нормативные изменения, которые повлияли на рынок драгметаллов, а также их функционирование в качестве сбережений и активов. Власти захотели распространить банковские услуги среди населения и начали борьбу с уклонением от уплаты налогов и операций с крупными суммами наличных (что было инициировано демонетизацией банкнот с большими номиналами в 2016 году и введением налога на товары и услуги в 2017 году). Распространение банковских услуг привело к перенаправлению сбережений в банковские и страховые продукты, что в некоторой степени снизило популярность драгметаллов в качестве средств сбережения.

Учитывая высокую стоимость золота, указанный тренд больше повлиял именно на желтый металл, чем на серебро. Серый металл даже извлек пользу из сложившейся ситуации, поскольку население переключилось на него. Кроме того, произошел быстрый рост цифровой экосистемы Индии на фоне распространения доступа к высокоскоростным и недорогим интернет-услугам и повышение финансовой грамотности. Это позволило инвесторам выбирать такие финансовые активы, как акции и взаимные фонды. Особенно этот тренд захватил молодое поколение, которое, как правило, более технически подковано и не так сильно боится инвестировать в рискованные финансовые продукты.

Все указанные обстоятельства могут негативно повлиять на рынок драгметаллов, но при этом открыть окно возможностей для других форм инвестирования в них, например, цифрового серебра и серебряных биржевых продуктов, которые станут более популярными на фоне роста цифровой экосистемы. Обе формы инвестирования в серебро уже функционируют в Индии на протяжении 3-х лет, но с неоднозначными результатами. В то время как у биржевых продуктов есть некоторый успех, хотя и скромный, но вот с цифровым серебром не все так позитивно. Аналитики «Metals Focus» считают, что одним из ключевых факторов, сдерживающих рост популярности биржевых продуктов и цифрового серебра, является недостаточная осведомленность инвесторов о них.

Что касается биржевых продуктов, то крупные фонды создали свои продукты, которые обрели некоторую известность и более широкий охват по сравнению с цифровым серебром. Кроме того, насколько игроков появилось за последние три года на рынке цифрового серебра, но при этом особенно большого притока инвесторов не наблюдается. Три фактора этому препятствуют, а именно, отсутствие четкого нормативного регулирования, недостаток маркетинга и высокие спреды между покупкой и продажей. Кроме того, индийские инвесторы могут участвовать в торговле фьючерсами уже на протяжении практически двух десятилетий. Эта форма инвестирования является до сих пор популярной, но темпы ее роста за последнее десятилетие сильно снизились по причине введения налога на сделки с сырьевыми товарами и падения цен на серебро после 2011 года, что привело к уменьшению количества инвесторов.

Как известно, в августе 2022 года открылась Индийская международная биржа драгметаллов. Она, скорее всего, сыграет ключевую роль на рынке драгметаллов Индии. Биржа призвана увеличить прозрачность этого рынка за счет четкого и понятного процесса ценообразования и лучшей прослеживаемости драгметаллов по всей цепочке поставок. В настоящее время на бирже разрешается импорт и торговля золотом только через спотовые контракты. Ожидается, что вскоре можно будет торговать и серебром, как только будут оптимизированы системы и процессы, связанные с золотом.

О ситуации с инвестированием в физическое серебро

В Индии объем инвестиций в физическое серебро сильно вырос за десятилетие до пандемии: с 25,7 млн унций (800 тонн) в 2010 году до 56,5 млн унций (1757 тонн) в 2019 году. В 2020-2021 гг. показатели снизились. В прошлом году спрос на слитки и монеты подскочил до 79,4 млн унций (2470 тонн), что является самым высоким показателем с 2015 года. С 2010 года инвесторы приобрели около 730 млн унций (22,7 тыс. тонн) серебро. Этот феноменальный рост является в основном следствием оптимистических ценовых ожиданий со стороны индийских инвесторов, которые воспользовались низкими ценами на серебро в рупиях. Кроме того, борьба индийского правительства против уклонения от налогов и усиление контроля над торговлей золотом пошли на пользу серебру, поскольку инвесторы переключились на серый драгметалл. Еще одним важным фактором стало различие в котировках между спотовой ценой и котировками фьючерсов в Индии. Как правило, это показатель составлял 4-6%, в 2013-2016 гг. достигал 10-15%, но в прошлом году сильно подскочил. По нашим оценкам, объем торговли в этом сегменте составил около 7 млн унций (200-250 тонн) в 2022 году. За последнее десятилетие инвестиционный спрос снижался только в 2016 году и во время пандемии в 2020 году (когда во второй половине года наблюдалось сокращение инвестиций). Тогда объем покупок слитков и монет резко уменьшился. Отчасти это объясняется скачком цен на серебро в эти годы, что и привело к широкомасштабной фиксации прибыли. Кроме того, жесткие меры властей против уклонения от налогов и операций с крупным объемом наличных привели к уменьшению спроса со стороны состоятельных инвесторов в 2016 году, которые покупали 15- и 30-килограммовые слитки, чтобы скрыть свои неофициальные доходы. В Индии на долю сельских и полугородских районов приходится львиная доля потребителей серебра, что является следствием относительно низкой цены драгметалла. Кроме того, даже производители ювелирных изделий и оптовые продавцы приобретают серебро в качестве инвестиционного актива в периоды низких цен, чтобы позже превратить его в ювелирные изделия или столовые принадлежности, или просто перепродать, когда цена повысится, получив прибыль. Учитывая социально-демографический портрет инвесторов, объем инвестиций в физическое серебро практически был защищен от конкуренции со стороны других классов активов, например, акций.

Кроме того, ценовые ожидания остаются положительными среди потребителей и торговцев, что приводит к увеличению покупок, когда цены снижаются до ключевых уровней поддержки на отечественном рынке (например, около или ниже 50 тыс. рупий за килограмм). Так произошло в 2022 году, когда падение цен привело к резкому увеличению импорта драгметаллов в Индию. В прошлом году объем импорта составил 304 млн унций (9,4 тыс. тонн), значительно превысив рекорд 2015 года в 260 млн унций (8 тыс. тонн). Тем не менее, рост темпов урбанизации, финансовой грамотности и конкуренция со стороны других классов активов действительно представляют собой угрозу для рынка физического серебра, особенно для спроса на слитки.

Что касается рынка монет, то его объем резко вырос: с 1 млн унций (30 тонн) в 2010 году до 11,3 млн унций (351 тонна) в 2019 году; в 2020-2021 гг. показатель резко снизился по причине пандемии. В отличие от рынка слитков, спрос на монеты практически защищен от колебаний цен. Есть два главных фактора, определяющих ситуацию со спросом на монеты в Индии: монеты используются в качестве подарков и в контексте религиозных церемоний. Популярные весовые категории монет таковы: 5, 10, 20, 25 и 50 г. Серебряные монеты, как правило, функционируют в качестве подарка. Улучшение маркетинга и расширение ассортимента со стороны монетных дворов и аффинажных заводов положительно повлияли на ситуацию со спросом. Спрос на серебряные монеты повышается во времена свадебного сезона, фестиваля Дивали, Ракшабандхан. Серебро покупают, чтобы поздравить с рождением ребенка и новосельем. Мы прогнозируем рост рынка подарков на фоне увеличения доходов домохозяйств.

Долгожданная новинка 2023 года - новый Золотой червонец «Сеятель» - уже в Золотом Монетном Доме! Спешите приобрести!

^ Наверх